Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

ВСС: Перезагрузка

Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса не удивляет, что страховщиков нигде в мире не любят. Однако сам он верит в возможность страхования с «человеческим лицом» и в интервью нашему журналу рассказывает о необходимых для этого институциональных реформах. По сути, речь идет о полной перезагрузке отрасли, в которой ВСС станет точкой сборки.

Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса не удивляет, что страховщиков нигде в мире не любят. Однако сам он верит в возможность страхования с «человеческим лицом» и в интервью нашему журналу рассказывает о необходимых для этого институциональных реформах. По сути, речь идет о полной перезагрузке отрасли, в которой ВСС станет точкой сборки.

Современные страховые технологии: Игорь Юрьевич, почему у нас страховщиков не любят? Игорь Юргенс: А где в мире их любят?!

ССТ: Но почему?

И. Ю.: Это же нужно расставаться со своими деньгами! Деньги отдали, а в 90 % случаев обратно не получили ни копейки — просто ничего не случилось. И слава богу! Только в тех 10 % случаев, когда что-то произошло, от страховой компании можно ждать выплату. За редким исключением накопительного страхования вы страхуетесь от негативного случая, который, дай бог, не произойдет. Он в большинстве случаев и не происходит. Тогда человек думает, что он напрасно отдал деньги страховщикам.

ССТ: Полная иллюзия, что если ничего не происходит сейчас, то и в будущем ничего не случится. Вроде бы зачем зря платить деньги за страховку? Но есть народная мудрость: береженого бог бережет. Это о том, что нельзя быть беспечным…

И. Ю.: Я не знаю такой страны в мире, где страховщиков бы любили. Может быть, только в Германии, после 200 лет существования институтов страхования, при их огромных ресурсах, при реализации страховщиками больших филантропических проектов. Въезжаете в город Мюнхен, и первое, что бросается в глаза — огромный стадион, который опоясан 10-метровыми буквами Allianz. То есть компания вложила деньги в социальный объект и разместила рекламу. Наши не имеют таких возможностей. Конечно, где-то можно видеть рекламу, в основном, некоторых крупных компаний, есть и отдельные спонсорские проекты, например, в футболе и хоккее. Но это только реклама, без вложений в значимые социальные программы. Страхование нужно тем, кому есть что терять, и есть на что копить, что откладывать на обучение детей, здоровье, старость и т.д. Это люди, которые вошли в категорию очень маленького среднего класса России — у них совсем другой менталитет. А в США и развитых странах Европы средний класс составляет 50 % населения, и они сейчас очень переживают, что он сокращается в результате кризиса и миграционных процессов. Я помню, что в самые тучные времена, на пике экономики средний класс там доходил до 75 %!

ССТ: Обмануть страховщика, отсудить у него как можно больше — святое. Почему?

И. Ю.: Не только страховщика, такое же отношение и к банкам. Менталитет наш за 25 лет пореформенного существования пока остается левым. Предприниматель в целом не является другом народа. Предприниматель в сознании у многих в обществе — враг народа. Это я вынес еще из опыта работы в Российском союзе промышленников и предпринимателей.

 

Я не знаю такой
страны в мире,
где страховщиков
бы любили.

 

ССТ: То есть в народе до сих пор сохраняется революционная идеология?

И. Ю.: Свыше 70 лет в нас закладывали идеологию левизны, причем вспомните, насколько глубоко, с детского сада! Не одно поколение было воспитано на том, что бизнесмены — это мародеры, кровососы, жирные коты и так далее. Конечно, с 1991 года менталитет постепенно меняется. Многие молодые люди уже прекрасно понимают, что такое предпринимательский класс и что значит зарабатывать деньги, что такое бизнес вообще. Но в целом мы страна левая. Вы посмотрите, какие у нас «успешные» сериалы промывают мозги населению по телевидению! Вот сюжет: главный герой обижен крупным предпринимателем, который «сволочь» и который каждую секунду пьет Hennessy или что-то в этом роде. Человек проходит через все возможные кошмары, но правда побеждает, и он с любимой девушкой уезжает в деревню, в свой маленький честно заработанный домик от этого дикого капиталистического города. Всё – финал. Так что страховщики здесь не являются исключением: предпринимательский класс в целом не положительный герой. Причем нигде. Герои — это люди труда: простой американец, простой немец, простой француз… А предприниматели — антигерои. Но на Западе это намного более микшированная вещь, потому, что протестантская религия восхваляет труд, созидание, даже большое богатство, заработанное честным трудом. Однако такие богачи, исходя из идеологии, так же, как и наши Третьяков, Рябушинский, Мамонтов — вкладывали в обучение и поддержку своих рабочих, в их социальную жизнь, были меценатами и филантропами. У нас пока такого уклада не сложилось.

ССТ: Возможно ли появление страхования с «человеческим лицом»?

И. Ю.: Безусловно, мы идем к этому. Страховщики в 1998 году и сейчас — это совершенно две разные категории людей. И все же недокапитализация компаний, постоянно трясущаяся экономика не позволяют им сделать все идеально. Нужно время.

ССТ: Что должны делать в сегодняшних условиях страховщики?

И. Ю.: Нужны институциональные реформы, например, такие, как проходящая сейчас модернизация ОСАГО. Мы столкнулись с очень трудной ситуацией, когда все кляли невозможность купить полис ОСАГО, навязывание услуг и так далее. Центральный банк и РСА решили, как выходить из сложившейся ситуации: реформа ОСАГО, увеличение лимитов покрытия, полнота и своевременность выплат, электронный полис, т. е. доступность услуги, внедрение Бюро страховых историй, европротокола и правил профессиональной деятельности РСА, запрещающих навязывание услуги и т. д. На подобные изменения нужны время, средства, профессиональный регулятор рынка и подросший средний класс. В «боях» и в трудах делаем все возможное. Опросы общественного мнения показывают достигнутые результаты. Если людей учить вести себя финансово грамотно, если заниматься этим предметно и целенаправленно, что сейчас и делает мегарегулятор, то потихонечку все то, что вы вкладываете в понятие «человеческого лица», будет становиться реальностью.

 

Страхование нужно тем, кому есть
что терять, и есть на что копить.

 

ССТ: В чем состоит роль ВСС в текущем временном периоде?

И. Ю.: Я бы сказал так: союз страховщиков должен быть интегратором происходящих процессов. Потому что в отдельно взятой компании акционер ставит целью максимизацию прибыли. А руководитель регулятора ставит вопрос об исключительной защите прав потребителя. Оценка деятельности Э. С. Набиуллиной в меньшей степени связана с ощущениями банкиров и страховщиков, а в большей — с тем, не ухудшилась ли макроэкономическая ситуация в стране, нет ли безудержной инфляции. То есть защита прав народа и защита прав акционеров должны в какой-то точке сойтись. И этой точкой может стать такая общественно-бизнесовая саморегулируемая организация как Всероссийский союз страховщиков.

 

Менталитет наш за 25 лет
пореформенного существования
пока остается левым.

 

ССТ: Недаром создание саморегулируемой организации на базе ВСС стало самой обсуждаемой темой на страховом рынке в 2015 году. Когда по плану завершение регистрации СРО?

И. Ю.: Мы говорим сейчас о первом полугодии 2016 года. К этому сроку необходимо будет рассмотреть и согласовать в рамках ВСС Положения об органах управления СРО и специализированных органах, Устав, Положение о порядке финансирования деятельности, а также все внутренние стандарты, необходимые для регистрации СРО. Далее последуют регистрации в Минюсте и Банке России. Но подчеркиваю, что эти временные рамки — только плановые (ориентировочные) и зависят от множества внешних обстоятельств: принятия необходимых документов Банком России, рассмотрения и утверждения документов на общем собрании ВСС, своевременной регистрации документов в Минюсте и т. п.

ССТ: Но сначала Банк России должен выпустить требования к смете, на основании которой будет осуществляться деятельность СРО. Обсуждаются ли эти требования страховым сообществом? Какие настроения у страховщиков?

И. Ю.: Первая редакция требований к смете была подготовлена Банком России в начале октября 2015 года, после чего ВСС направил предложения по ее доработке. Доработанный проект был размещен на сайте Банка России. ВСС рассмотрел редакцию требований и направил новые предложения. Ожидаемая дата выхода документа — январь-февраль. Затем будет созвано общее собрание членов ВСС.

ССТ: Какие вопросы будут вынесены на съезд?

И. Ю.: Это будет внеочередное Общее собрание членов ВСС для рассмотрения и утверждения новой редакции Устава ВСС, приведенной в соответствие с требованиями закона № 223-ФЗ и необходимой для приобретения статуса СРО. Также будут обсуждаться приоритетные направления деятельности СРО. Кроме того, на рассмотрение и одобрение членов ВСС будут вынесены документы, обозначенные в законе, включая Порядок формирования и работы органов управления Союза, Положение о членстве и смету, которая отражает возможность осуществления СРО своих функций.

 

Союз страховщиков должен быть
интегратором происходящих процессов.

 

ССТ: Какие изменения будут внесены в Устав ВСС?

И. Ю.: Основные изменения в Устав связаны с приведением его в соответствие с Федеральным законом № 223-ФЗ. В новой редакции добавлен раздел «Стандарты Союза», где установлен перечень внутренних стандартов Союза, которые в обязательном порядке должны быть разработаны. Изменен перечень органов управления. К органам управления Союза отнесены: Общее собрание членов Союза; Президиум Союза — является постоянно действующим коллегиальным органом управления и формируется из числа представителей членов Союза, а также независимых членов — лиц, не связанных трудовыми отношениями с Союзом или его членами. Предусмотрено, что Президент Союза является лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа Союза. В Уставе также предусмотрено создание Правления – коллегиального рабочего органа Союза, осуществляющего координацию текущей деятельности в период между заседаниями Президиума Союза.

ССТ: Вступительный взнос в СРО планируется установить в размере 100 тыс. рублей. Какой порядок расчета будет использоваться для определения членских взносов?

И. Ю.: В настоящий момент Президиумом ВСС одобрен членский взнос страховой организации в СРО будет состоять из двух частей: первая — это участие страховой организации в общих расходах СРО, вторая — финансирование деятельности по видам страхования. Для обеих частей применяется общий принцип: взнос страховой организации зависит от ее доли в сборах по соответствующему виду страхования и ограничен минимальным и максимальным размерами. Для ассоциированных членов предполагается установить фиксированный членский взнос в пределах 100 тыс. рублей.

ССТ: Что при формировании СРО ожидает страховые союзы, созданные в силу законов?

И. Ю.: Что касается созданных в силу специальных федеральных законов РСА, НССО и НСА, они пока не присоединяются к СРО. Года через полтора начнется второй этап реорганизации, вот тогда они могут вступить в наши ряды. Естественно после того, как будут внесены соответствующие необходимые изменения в законодательные акты.

ССТ: Как строится взаимодействие ВСС с мегарегулятором?

И. Ю.: В настоящее время отношения с Центральным банком и его управленческой вертикалью — нормальные, деловые, конструктивные. У ВСС и у меня, как его руководителя, нет дефицита ни в получении необходимой информации, ни в возможности донести нашу точку зрения до регулятора. Пусть она не всегда воспринимается, как хотелось бы, но нас слушают и слышат, а это очень дорогого стоит. KPI ЦБ РФ разрабатывались с нашим участием, что тоже уникальнейший опыт. Так что сотрудничество с мегарегулятором весьма впечатляющее, надеюсь, что так будет и дальше.

 



ЖУРНАЛ № №1, ФЕВРАЛЬ 2016

К вопросу об итогах 2015...
Точки роста — в добровольном...
Страховая защита бюджета
Страховому сообществу надо проявить инициативу
Полис не резиновый
Запутались в проводах
400 сравнительно честных способов отъема...
Придираться стало хлопотно
Не входи — убьет
Бюджет платит дважды
25 миллиардов из карманов автолюбителей
Страшнее кризиса
Под угрозой целая отрасль, поэтому...
Мы постоянно делимся идеями
Не сгорает там, где не...
Франшиза для «чайника»
Сорвать куш
Разомкнутый круг
Что надо знать о страховании
Повышая страховую грамотность
Я б в страховщики пошел......

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров