Вход | Регистрация
Регистрация | Забыли пароль?

Александр Новиков об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Орловской области

28.05.2018

Территория Российской Федерации подвержена воздействию более 30 видов опасных природных процессов и явлений, развитие и проявление которых в виде природных катастроф и стихийных бедствий наносит большой ущерб. Среди них: пожары, наводнения, ураганы, землетрясения, природные бедствия, ведущие к потерям в сельском хозяйстве (засухи, заморозки), биологические угрозы для сельского хозяйства (распространение вредителей и болезней) и другие. На вопросы журнала ССТ ответил начальник Главного управления МЧС России по Орловской области Александр Александрович Новиков.

1. Расскажите, пожалуйста, реализовывались ли весной 2018 года какие-либо из указанных рисков? Если да, то какой ущерб был нанесен гражданам? Какое количество пострадавших? Какая помощь им уже оказывается или планируется?

2. Какие меры предпринимаются на уровне Вашего субъекта Федерации для предотвращения реализации этих рисков, а также для минимизации ущерба для населения и экономики региона при наступлении событий?

 

Для территории Орловской области характерны риски возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) различного характера, в частности:

1. Природного характера:

- опасные гидрологические явления, обусловленные затоплением территорий при прохождении весеннего половодья;

- природные пожары, связанные с имеющимися лесными массивами и торфяными месторождениями;

- опасные метеорологические явления, в частности ураганы;

- метеорологические явления, опасные для сельского хозяйства: град, сильные ливни, засуха;

- опасные геологические явления, в частности оползневые явления;

- ЧС биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

2. Техногенного характера:

- ЧС и аварии на потенциально опасных, опасных производственных, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и гидротехнических сооружениях;

- техногенные пожары;

- дорожно-транспортные происшествия.

Из указанных рисков наиболее вероятными к реализации и наиболее опасными в части, касающейся экономического ущерба, являются весеннее половодье, природные пожары и возникновение очагов африканской чумы свиней. Возможными ЧС, способными спровоцировать возникновение наибольшего количества жертв, являются крупные дорожно-транспортные происшествия, происшествия на железнодорожном транспорте, а также масштабные техногенные пожары.

В целях принятия мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, готовности сил и средств Орловской областной территориальной подсистемы РСЧС (далее – ОТП РСЧС) к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период 2018 года на территории Орловской области, с учетом прохождения половодья в прошлые годы, был спланирован и проведен комплекс мероприятий.

Разработаны необходимые нормативные, распорядительные и планирующие документы Орловской области, в том числе:

1) распоряжение Правительства Орловской области от 12.01.2018 № 5-р о мероприятиях по безаварийному пропуску весеннего половодья 2018 года;

2) распоряжение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Орловской области (далее – КЧС и ОПБ Правительства Орловской области) от 10.05.2017 № 18, которым утвержден План первоочередных мероприятий по подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья 2018 года на территории Орловской области;

3) распоряжение КЧС и ОПБ Правительства Орловской области от 18.12.2017 № 44, которым утвержден План мероприятий по подготовке к проведению безаварийного пропуска весеннего половодья на территории Орловской области в 2018 году;

4) распоряжение КЧС и ОПБ Правительства Орловской области от 26.02.2018 № 7 «Об усилении мер по подготовке к весеннему половодью 2018 года», которым утвержден состав Оперативного штаба по контролю за паводковой обстановкой на территории Орловской области в 2018 году.

5) План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации на территории Орловской области в паводкоопасный период 2018 года, согласованный с ВрИО начальника Центрального регионального центра МЧС России и утвержденный ВрИО Губернатора Орловской области 01.02.2018, в соответствии с которым:

а) создана группировка сил и средств ОТП РСЧС (расчет сил и средств произведен с учетом наихудшего сценария развития весеннего половодья):

- силы и средства звеньев функциональных подсистем РСЧС: личный состав – 2436 чел., техника – 395 ед. в т. ч. автомобильная – 230 ед., плавсредства – 4 ед., авиация (беспилотные летательные аппараты (БЛА) – 5 ед., в том числе от ГУ МЧС России по Орловской области: личный состав – 1043 чел., техника – 148 ед., в т. ч. автомобильная – 58 ед., специальная – 90 ед., плавсредства – 4 ед., БЛА – 5 ед;

- силы и средства территориальной подсистемы РСЧС: личный состав – 2025 чел., техника – 665 ед. в т.ч. автомобильная –  267 ед., плавсредства – 32 ед.;

- всего: личный состав – 4461 чел., техника – 1060 ед., в т.ч. автомобильная – 497 ед., специальная – 462 ед., инженерная – 101 ед., плавсредства – 36 ед., БЛА − 5 ед.,

б) для проведения специальных работ подготовлены 2 взрывные команды в составе 6 человек и 2 единицы техники от поисково-спасательной службы ГКУ Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы», а также средств взрывания 198 кг (хранение организовано в войсковой части 55443-РД д. Думчино Мценского района);

в) разработаны маршруты объезда затапливаемых низководных мостов, мероприятия по порядку вывоза населения из зон ЧС, размещения эваконаселения в безопасных районах и его первоочередного жизнеобеспечения, при этом в паводкоопасных городских округах и муниципальных районах подготовлены 57 пунктов временного размещения общей вместимостью 14080 человек;

г) запланирована работа оперативных групп от муниципальных образований и Главного управления МЧС России по Орловской области по контролю за подготовкой обстановкой и прохождением половодья, проведение авиаразведки, использование данных космического мониторинга, на базе Главного управления МЧС России по Орловской области работа Оперативного штаба по контролю за паводковой обстановкой на территории Орловской области под руководством заместителя Председателя Правительства Орловской области по безопасности, а также межведомственной рабочей группы КЧС и ОПБ Правительства Орловской области в составе представителей администрации Орловской области и различных ведомств.

В ходе весеннего половодья в 2018 году на территории Орловской области зафиксирован значительный подъем уровня воды в реках региона, в результате чего произошло подтопление 168 садовых участков, 27 придомовых территорий и 15 низководных мостов. При этом жизнеобеспечение населения не нарушалось, силами и средствами Орловской областной территориальной подсистемы РСЧС была оказана практическая помощь населению в ликвидации последствий подтоплений садовых участков и придомовых территорий, которые должны быть застрахованы владельцами в связи с нахождением в зоне возможного подтопления.

В целях оказания помощи возможным пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также в целях выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Орловской области создан резерв финансовых и материальных ресурсов.

В соответствии с Законом Орловской области № 2177-ОЗ от 30.11.2017 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» сформирован резервный фонд Правительства Орловской области в размере 166,330 млн. рублей, что в расчете на душу населения составляет 220,4 руб. Помимо областного резерва финансовых ресурсов муниципальными образованиями созданы свои резервный фонды совокупный объем которых составляет 12,854 млн. рублей, в расчете на душу населения 17,1 руб.

Порядок выделения средств на ликвидацию последствий ЧС из резервного фонда Правительства Орловской области определен постановлением Правительства Орловской области от 24.07.2010 № 272 (в редакции от 18.10.2010 № 364), в соответствии с которым финансовые ресурсы могут быть направлены, в том числе для оказания единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам и их семьям. Аналогичные нормативные акты изданы во всех муниципальных образованиях области.

Помимо резерва финансовых ресурсов в Орловской области создан областной резерв материальных ресурсов. В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 01.08 .2014 № 218 (в редакции от 06.07.2017 № 156) утверждены Порядок создания и использования областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Орловской области, а также номенклатура и объем запасов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В номенклатуру резерва материальных ресурсов входят продовольствие, предметы первой необходимости, вещевое имущество, горюче-смазочные материалы, медицинское имущество, строительные материалы, средства индивидуальной защиты. В настоящее время объем резерва материальных ресурсов составляет 130,57 млн. рублей, что в расчете на душу населения составляет 288,26 рублей. Также, резервы материальных ресурсов созданы во всех муниципальных образованиях Орловской области в объеме 27,194 млн. руб.

В целях экстренного привлечения необходимых материальных ресурсов в зоны чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Орловской области от 31.07. 2012 № 267 создан оперативный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Орловской области. В оперативном резерве, хранящемся на складах ГКУ Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы», имеются строительные материалы, палатки, тепловые пушки и другие средства для организации первоочередного жизнеобеспечения населения и проведения аварийно-восстановительных работ на сумму 1,581 млн. руб.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области проводится комплекс организационно-технических мероприятий, позволяющих снизить вероятность возникновения ЧС и минимизировать их последствия. В соответствии с разработанными планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС областного, муниципального и объектового уровней:

- создана группировка сил областной территориальной подсистемы РСЧС, в которую входят силы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления и организаций, способная принять адекватные меры по ликвидации ЧС, характерных для территории Орловской области;

- ведется мониторинг текущей обстановки на основании которого разрабатываются прогнозы ее развития и оцениваются риски возникновения ЧС;

- проводится комплекс мероприятий по информированию населения о возможной обстановке и порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проводятся разноплановые превентивные мероприятия практического характера (опашки населенных пунктов и лесных массивов, подготовка низководных мостов и гидротехнических сооружений к половодью, создание запасов материально-технических средств и т.п.);

- содержатся в исправном техническом состоянии системы мониторинга ЧС и оповещения населения, в том числе в зонах возможного возникновения быстроразвивающихся ЧС;

- на территории Орловской области органами местного самоуправления созданы пункты временного размещения возможных пострадавших в ЧС.

В соответствии с законом Орловской области от 02.11.2013 № 1550-ОЗ «О пожарной безопасности в Орловской области» на территории субъекта реализуется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение пожарной безопасности.

Постановлением правительства Орловской области от 19.01.2010 № 10 «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности» установлен порядок организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также определены основные задачи, виды и порядок обучения населения мерам пожарной безопасности.

В целях профилактики техногенных пожаров с начала 2018 года осуществлено более 260 тыс. обходов частных жилых домов и квартир, проинструктировано мерам пожарной безопасности более 305 тыс. человек, распространено более 231 тыс. экземпляров наглядной агитации на противопожарную тематику. Проведено 1990 сходов с охватом 38872 человека. Организовано 600 выступлений на областных телеканалах, 547 на радио, в областных и районных средствах периодической печати опубликовано 437 статей на противопожарную тематику. Проведено 34850 подворовых обходов мест жительства лиц, относящихся к «группе риска» (одиноких престарелых граждан, многодетных и неблагополучных семей, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками).

Одним из рисков возникновения ЧС, имеющих высокую вероятность реализации на территории Орловской области, является риск возникновения природных пожаров.

Постановлением Правительства Орловской области от 10.05.2018 № 208 утвержден перечень населенных пунктов Орловской области, подверженных угрозе лесных пожаров.

При наихудшем сценарии реализации данного риска в зону возможных ЧС могут попасть 6 населенных пунктов в 4 муниципальных образования с населением 980 человек. При этом для магистральных газо–нефтепроводов и других потенциально опасных объектов лесные и торфяные пожары, в случае их возникновения, угрозы не создадут.

В целях предупреждения природных пожаров на территории Орловской области реализуется комплекс превентивных мероприятий, в частности:

- создана группировка сил и средств РСЧС Орловской области, в которую входит 6484 человек, 878 единиц техники;

- разработаны необходимые нормативные, распорядительные и планирующие документы, а именно:

- принят к реализации утвержденный временно исполняющим обязанности Губернатора Орловской области и согласованный с Главным управлением МЧС России по Орловской области, Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, ФБУ «Авиалесоохрана» и Россельхозом Сводный план тушения лесных пожаров на территории Орловской области на 2018 год;

- 9 лесничествами Управления лесами и Национальным парком «Орловское Полесье» разработаны планы тушения лесных пожаров;

- во взаимодействии с органами местного самоуправления проводятся инструктажи и сходы граждан, где населению разъясняются требования пожарной безопасности и порядок действий в случае возникновения природного пожара;

- совместно с УМВД России по Орловской области, органами лестного контроля (надзора) и органами местного самоуправления проводятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования территорий в части соблюдения порядка выжигания сухой травянистой растительности, порядка использования открытого огня и разведения костров, а также оперативные проверки термических точек, обнаруженных средствами космического мониторинга;

- организован мониторинг обстановки в пожароопасных районах посредством системы видеомониторинга;

- спланирована работа совместных оперативных групп от Главного управления МЧС России по Орловской области, муниципальных образований, УМВД, Управления лесами и Национального парка «Орловское полесье»;

- ведется мониторинг состояния торфяных месторождений;

- в целях подготовки органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС к действиям в период возникновения природных пожаров проведены учения и тренировки.

- спланировано привлечение 10 беспилотных летательных аппаратов Главного управления МЧС России по Орловской области и подчиненных учреждений для проведения авиаразвеки на пожароопасных территориях;

- проведены подготовительные мероприятия по привлечению авиации МЧС России для тушения возможных пожаров;

- ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» и Управлением лесами Орловской области ведется прокладка и ремонт минерализованных полос, ремонт дорог противопожарного назначения, устройство мест забора воды;

- администрациями соответствующих пожароопасных районов проведена опашка 6 населенных пунктов, граничащих с лесами.

В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах постоянно проводится профилактическая работа. С начала 2018 года государственными инспекторами по маломерным судам проведены 180 патрулирований и рейдов, из них 149 совместно со спасателями, сотрудниками полиции, в ходе которых проведены 2835 профилактических бесед, распространены 2955 листовок, проинструктированы 5112 граждан.

Для профилактической работы с населением, рыбаками, главами сельских поселений инспекторами ГИМС проведены 38 выездов в муниципальные районы (проведены 72 беседы на собраниях трудовых коллективов и на сходах граждан с участием 1067 человек).

Приоритетное внимание уделяется работе с детьми, в образовательных учреждениях проведены 176 занятий с учащимися и педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений по соблюдению мер безопасности на водоемах.

Для информирования и оповещения населения используются все средства массовой информации, информационные материалы распространяются посредством 4 региональных телекомпаний, 3 информационных агентств, государственной радиокомпании «ГТРК Орел», 6 радиостанций, 4 областных и 24 районных газетах, интернет ресурсов и на официальном сайте Главного управления МЧС России по Орловской области и сайтов муниципальных образований области.

В целях оповещения населения Орловской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций приняты соответствующие нормативные правовые акты, в том числе:

- постановление суженного заседания Орловской области от 20 июля 2009 года № 6 «О системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области» (в редакции от 3 марта 2017 года № 3);

- постановление суженного заседания при Правительстве Орловской области от 24 июня 2014 года № 3 «О порядке оповещения и информирования населения Орловской области в военное время»;

- постановление Правительства Орловской области от 29 марта 2013 года № 106 «О реализации на территории Орловской области Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522».

Для экстренного оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области задействуется региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – РАСЦО), действующая на территории всех муниципальных образований Орловской области, сопряженная с комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН), которая функционирует в зонах возможного подтопления при прохождении весеннего половодья, возможных природных пожаров и химического заражения при авариях на химически опасных объектах. При запуске системы оповещения осуществляется автоматический перехват программ «Радио России» и «Маяк», а также телевизионных каналов «Первый» и «Россия-1», также организуется оповещение населения посредством SMS-рассылки.

Созданная и функционирующая на территории Орловской области система оповещения позволяет гарантированно оповещать население Орловской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В целом проводимый на территории Орловской области комплекс мероприятий позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности населения и объектов инфраструктуры региона.



ИНТЕРЕСНО ПОЧИТАТЬ
СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
Белгородская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Белгородской области

Орловская область
О возмещении ущерба по утрате или повреждению имущества граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в Орловской области

Ростовская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Ростовской области

Республика Калмыкия
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Республике Калмыкия

Сахалинская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Сахалинской области

Воронежская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Воронежской области

Волгоградская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Волгоградской области

Астраханская область
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Астраханской области

Алтайский край
Об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Алтайском крае

Кемеровская область
Денис Шамгунов об обеспечении безопасности граждан и их имущества от стихийных бедствий в Кемеровской области

АВТОРСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОДАЖИ БЕЗ ОБМАНА

Уважаемые читатели!

С 1 апреля  стоимость абонентской платы  за пользование программой Экспресс –аналитика страхового рынка составляет 1000 руб. в месяц. Для оплаты услуги войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь:

Внимание!

Подписчики печатной версии журнала могут пользоваться программой бесплатно в течении всего срока подписки.

Реклама партёров